Кавалер Ордена Почетного Легиона - Федор Егорович Рыжов
В соответствии с Указом президента Франции наш земляк, участник Великой Отечественной войны, ветеран легендарного авиационного полка «Нормандия-Неман» Федор Егорович Рыжов впервые в истории округа стал кавалером Ордена Почетного Легиона
11 марта 2019 года войдет в историю Кулебак и как ещё одно важное свидетельство самоотверженного участия наших земляков в Великой Отечественной войне, и как дань памяти тем из них, кого уже нет рядом с нами. Музей истории и краеведения. В главном (историческом) зале - руководители округа, ветераны, военные, представители различных организаций и предприятий, молодежь. Повод собраться неординарный – в соответствии с Указом президента Франции наш земляк, участник Великой Отечественной войны, ветеран легендарного авиационного полка «Нормандия-Неман» Федор Егорович Рыжов впервые в истории округа стал кавалером Ордена Почетного Легиона. Для проведения процедуры вручения награды семье ветерана в Кулебаки прибыли атташе по вопросам обороны при посольстве Франции в Москве бригадный генерал Иван Мартин, военно-воздушный атташе при посольстве подполковник Флёр Тардиф (г. Москва), почетный президент Ассоциации ветеранов «Нормандия-Неман» Рене Барки, её почетный член Жиль ле Ру, исполнитель, помощник ветеранской организации Гийом Рат (Франция), председатель советов ветеранов 303 истребительной авиационной дивизии и 18 гвардейского истребительного авиационного полка, президент ассоциации ветеранов 1 отдельного истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман» Анатолий Андреевич Фетисов (г. Москва).
Боевая слава полка «Нормандия-Неман»
В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет «Сражающаяся Франция» обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Она была создана 4 декабря 1942 года в городе Иваново. Новой войсковой части было присвоено наименование «Нормандия» - в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от немецкой оккупации. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, преобразованная впоследствии в полк, чья боевая слава облетела весь мир.
Личный состав эскадрильи состоял из французских добровольцев (лётчиков и авиамехаников) и советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники её направили на Западный фронт, где она была включена в состав сначала 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля - 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии 1- й воздушной армии. 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям.
В 1943 году полк принимал участие в Курской битве, в 1944 году – в Белорусской операции, в 1945 году - в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии. 28 ноября 1944 года за боевые заслуги и проявленное мужество во время воздушных сражений в период боёв по освобождению Литвы и при форсировании реки Неман приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными Силами И. В. Сталина ему было присвоено почётное наименование «Неманский», и с тех пор он стал называться полком «Нормандия-Неман». За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённые победы, 36 неподтверждённых и повредили более 80 немецких самолётов. Его потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика.
Скромный солдат из Кулебак
Федор Егорович родился 17 марта 1921 года в поселке Автодеево Ардатовского района. Позже семья переехала в Кулебаки. Еще в детстве он мечтал поступить в авиацию. И однажды, в 1937 году, в Кулебаках увидел объявление о наборе в лётное училище. Пришел в военкомат. Не взяли - ростом не подошел.
Поступил в Выксунский металлургический техникум. Когда учился на 2-м курсе, приехали представители авиационной школы с объявлением о наборе. Второй раз судьба дала шанс попасть в небо. Шел 1940 год. Федор Рыжов получил направление в авиационно-техническую школу, которая находилась в украинском городе Волчанске. Его назначили командиром отделения.
Началась Великая Отечественная война. Авиационную школу эвакуировали, а Федора отправили авиационным техником на Ладогу. В конце октября 1941 года его в составе технической бригады сначала перебрасывают в Череповец, а затем в Новосибирск. По ходу следования объявляют станцию Навашино. Услышав её название, он закричал: «Как Навашино?». Оказывается, если бы он чуть раньше сообщил руководству о том, что родом из этих мест, то имел бы возможность побывать в Кулебаках. Пожил бы недельку дома и вернулся в часть. Не довелось.
В Новосибирск часть приехала ровно в Новый год – в 24.00 31 декабря. Работали на заводе - собирали самолеты. В это время в город пришел 18 гвардейский истребительный авиационный полк. Рыжова вызвали в штаб и назначили ведущим курса по обучению летного состава техническому устройству самолета.
Конец февраля 1942 года. Федор Егорович зачислен во 2 эскадрилью механиком. Его командиром стал Н. Н. Даниленко, которому 19 апреля 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Кстати, впоследствии был он и механиком у Леонида Хрущева.
1943 год. Калуга. 523 полк и полк «Нормандия Неман» – главный состав авиационной дивизии. Примечательно, что 523 полк был сформирован в Саваслейке Кулебакского района.
Французам дали наши Яки. Сначала они тренировались на учебном самолете - каждый французский летчик с нашим летчиком. После учебы стали летать самостоятельно. Технический персонал заменили на русских – давал о себе знать суровый русский климат, да и самолеты были наши. Но и советские летчики взяли много хорошего от французов. У них был уже боевой опыт, они летали и ночью, и в плохую погоду. Этим навыкам научили и наших пилотов. Между русскими и французами завязались товарищеские отношения, переросшие в настоящую мужскую дружбу.
В июле Ф. Е. Рыжов получил в Москве новую машину. Из Белоруссии пошли на Кенигсберг. Летчики постоянно летали на запад – работали в разведке, уничтожали фашистов. Много раз смерть кружила и над головой Федора Егоровича, но он, работая самоотверженно, со знанием дела и огромным желанием победить ненавистного врага, благополучно дожил до Великой Победы.
Вернувшись домой из Польши в 1947 году, в деревне Петровке Кулебакского района познакомился со своей будущей женой Анной Ивановной. В этом же году они поженились. Вместе работали на Кулебакском металлургическом заводе. Федор Егорович и Анна Ивановна воспитали 2 дочерей и 2 сыновей. Сейчас у них 8 внуков и 10 правнуков. Вместе Рыжовы прожили более 70 лет, и за все это время ни разу не сказали друг другу ни одного грубого слова. 27 февраля Анне Ивановне исполнилось 95 лет, а Федору Егоровичу 17 марта 2019 года было бы 98 лет. До знакового дня вручения высшей французской награды не дожил около 5 месяцев. Но у него есть потомки, мы, кулебачане, наша большая страна, которые помнят своих героев, гордятся ими и бережно хранят их подвиги в своей памяти.