Саваслейка

Нижегородская область, городской округ город Кулебаки, село Саваслейка
840

Глубинка с русскою душою

Впервые название Саваслейка историки обнаружили в окладной книге 1676 года, найдя в ней такие слова: «Деревня Новая, что словет Саваслейка». Эта дата и станет временем, от которого ведётся отсчёт саваслейской истории, начатая на овраге Севаса или Саввы, как, вероятно, звали первопоселенца этих мест.
Село принадлежало князю Михаилу Черкасскому, графу Петру Шереметьеву, семье Разумовских, а в XIX веке – Сергею Семёновичу Уварову, министру народного просвещения, президенту Академии наук, видному государственному деятелю России и его родственникам. Многие знают его сына Алексея Сергеевича Уварова как известного археолога и основателя Русского исторического музея в Москве, а также его жену, Прасковью Сергеевну, которая была организатором первых археологических съездов. Именно с их стараниями связывают появление на селе каменного храма Святому Духу, построенному в 1848 году, в котором позже появится придел Михаила Архангела и Николая Чудотворца. В документах сохранилось также имя одного из первых священнослужителей села – его звали Стефан.
Именно Уваровы откроют здесь в сосновом бору больницу, новую школу вместе с домиком для учителей. Потомки графа Уварова – С.И. Уваров, ныне английский бизнесмен, приезжал вместе с сыном в мае 2002 года на родину в Саваслейку в бывшее имение своей бабушки.
Исторически через Саваслейку проходил знаменитый Владимирский тракт, по которому шли заключённые на каторгу в Сибирь. Проезжали по тракту и люди знаменитые. В городском округе город Кулебаки каждый человек, который интересовался краеведческими вопросами, знает, что Александр Сергеевич Пушкин по пути в Болдино проезжал через Саваслейку и делал он это неоднократно.
Каких-то обстоятельных подробностей на данный счёт нет, но, когда задумываешься об этом, невольно включается воображение: и вот вместо широкого асфальтированного «хайвэя» с караванами современных авто пред мысленным взором встает лесная «двуколейка» с пушкинским экипажем. Поражался ли Пушкин красотам муромских лесов, мощным торсам вековых сосен с кряжистыми верхушками, неспешным водам овражьих речушек и рубленым избам местных деревень?
Известны письма Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, написанные им в Болдино, где он был вынужден задержаться в 1830 году по причине вспышки холеры в европейской части России.
«В Болдине, всё ещё в Болдине! Узнав, что вы не уехали из Москвы, я нанял почтовых лошадей и отправился в путь. Выехав на большую дорогу, я увидел, что вы правы: 14 карантинов являются только аванпостами — а настоящих карантинов всего три.  Я храбро явился в первый (в Сиваслейке Владимирской губ.); смотритель требует подорожную и заявляет, что меня задержат лишь на 6 дней. Потом заглядывает в подорожную. (.....) Вот каким образом проездил я 400 верст, не двинувшись из своей берлоги.
Это ещё не всё: вернувшись сюда, я надеялся, по крайней мере, найти письмо от вас. Но надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает почту Казани, Нижний — Лукоянова, а ваше письмо (если только есть письмо) гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно».
Это письмо было написано в ноябре, а в начале декабря 1830 года Пушкин сообщает Гончаровой следующее:
«Нижний больше не оцеплен — во Владимире карантины были сняты накануне моего отъезда. Это не помешало тому, что меня задержали в Сиваслейке, так как губернатор не позаботился дать знать смотрителю о снятии карантина. Если бы вы могли себе представить хотя бы четвертую часть беспорядков, которые произвели эти карантины,— вы не могли бы понять, как можно через них прорваться».
И всё же, несмотря на все карантинные пертурбации, связанные с холерой и невозможностью встретиться с любимым человеком, в другие свои поездки Александр Сергеевич не мог быть равнодушным, а уж тем более раздраженным по поводу природных щедрот кулебакской земли. Хорошо известно, как великий поэт умел оценить «простую» провинциальную жизнь и её, не менее «простых», участников.
Великие люди, наверное, потому и великие, что где бы они ни были, в пылу какой бы житейской суеты они не проносились мимо, они умудряются зарядить дороги, пройденные ими, положительным духовным потенциалом.
По материалам книги "Кулебаки. В краю родном", 2012
"Село Саваслейка стало вторым по времени образования поселением округа"
Летом 1997 г. арзамасским археологом В. Н. Мартьяновым в районе Саваслейки была открыта стоянка славянского поселения, датируемая серединой 12-13 веков. Это была первая и на сегодня единственная стоянка древних славян на кулебакских землях.
Село Саваслейка стало вторым по времени образования поселением округа – старинное село, расположенное на почтовом тракте Муром-Арзамас, на левом берегу реки Велетьмы. Поселение имеет богатую дореволюционную историю, тесно связанную с богатейшими семействами России. Оно длительное время находилось в составе Липнинской волости Муромского уезда Владимирской области.
В период 3-го похода на Казань Иван Грозный в ночь с 20 на 21 июля 1552 года на правом берегу Велетьмы, между будущими поселениями Саваслейкой и Мызой, провёл первый ночлег на кулебакской земле. Через 9 лет (в 1561 г.) второй женой царя стала Мария Черкасская – дочь кабардинского князя Темрюка. Возможно, именно родственные связи повлияли на закрепление за Черкасскими будущих саваслейских земель.
Первые упоминания о «деревне Новой» – так называлась тогда Саваслейка – можно найти в окладных приходных книгах села Окулова (по всей вероятности, Большое Окулово), входившего в состав Владимирской епархии. Во Владимирских епархиальных ведомостях имеется запись, что Саваслейка с 1676 г. является вотчиной Черкасских. А по данным муромского краеведа А.А.Епанчина, саваслейские земли принадлежали Черкасским ещё ранее, с 1646 года.
Существует ряд версий о происхождении названия «Саваслейка». Согласно записям А. А. Епанчина (со слов муромского дворянина И. А.Тенякова) в старину в трактире д.Новой служил целовальник Всеволод, по-простому «Сева». Заезжие ямщики просили: «Сева, слей-ка» (имелось в виду «налей-ка водочки»). Согласно мордовской версии слово «Саваслейка» состоит из мужского имени «Севас» или «Савас» и «лей» – овраг, то есть «Саваса овраг» – этой версии придерживается краевед В.Ф.Чернов.
Одним из первых широко известных владельцев был А.М.Черкасский, который в 1722 г., намного раньше братьев Баташовых, открыл в Приочье, в 6 км от Мурома, первый Карачаровский (или Колпинский) чугунолитейный и железоделательный завод. Князь Черкасский был крупным российским государственным деятелем – в 1731 г. возглавил кабинет министров, а с 1740 г. – канцлер и президент Коллегии иностранных дел. В окладных книгах за 1710 год «в вотчине князя Черкасского записано село Саваслейка, совместно с церковью Сошествия Святого Духа».
В 1742/1743 г. г. князь выдаёт свою дочь Вареньку замуж за графа П.Б.Шереметева (впоследствии генерала-аншефа, оберкамергера) – сына знаменитого сподвижника Петра Великого генерал-фельдмаршала Б.П.Шереметева. В качестве приданого отец дочери отдаёт 26 поселений, находившихся в составе Пустынской волости (Пустынь, Валтово, Бобровка, Рогово, Родяково, Натальино, Горицы, Степурино, Салавирь) Горбатовского уезда Нижегородской губернии, а также поселения Муромского уезда Владимирской губернии (Липня, Саваслейка, Б. Окулово, Карачарово, Панфилово и другие). По всей вероятности, был передан и Колпинский (Карачаровский) металлургический завод. Семейство Шереметевых в Нижегородской губернии в то время имело самые большие земельные угодья и большое количество крепостных душ, начиная от Богородска-Павлова, кончая Горбатовским и Муромским уездами.
Дети П.Б.Шереметева – сын, граф, обер-камергер Н.П.Шереметев, владелец крепостного театра, балетной и художественной школ тайком женился на крепостной актрисе П.И.Жемчуговой (Ковалёвой). Вся московская аристократия приезжала в шереметевский театр, чтобы полюбоваться певицей Прасковьей Жемчуговой и балериной Татьяной Шлыковой. Сама Екатерина Вторая приглашала к себе в ложу и щедро их награждала. Прасковья Жемчугова умерла после родов сына Дмитрия, и ее подруга Т.В.Шлыкова (Гранатова), тоже из крепостных, по ее просьбе занималась его воспитанием. Шлыкова прожила в доме Шереметевых более 50 лет, вырастила сначала Дмитрия, потом его сына Сергея.
Дочь П.Б.Шереметева вышла в 1765 г. замуж за графа А.К.Разумовского, министра просвещения России – сына К.Г.Разумовского, последнего гетмана Украины. Получив звание генерал-фельдмаршала, он стал президентом Петербургской Академии наук. Родной дядя жениха – А.Г.Разумовский, участник переворота 1741 г., морганатический супруг императрицы Елизаветы Петровны, также генерал-фельдмаршал. В качестве приданого невеста получила от отца уже 57 вотчин. А сын П.Б.Шереметева – Н.П.Шереметев только в 1798 г. получил денежный оброк в сумме 413 237 руб.
Вот такими знатными и богатыми были владельцы села Саваслейки. Но вот вопрос: Какой вклад внесли в развитие поселения? - до сих пор остается не ясным.

Николай УЛЬЯНОВ

Более века владельцами с. Саваслейка были представители семейства графов Уваровых
В 1811 г. дочь графа А. К. Разумовского графиня Екатерина вышла замуж за 25-летнего С. С. Уварова. Она была не из первых красавиц и значительно старше жениха по возрасту, но зато – любимица императрицы Елизаветы Петровны. С невестой жених познакомился во Франции во время службы секретарём русского посольства. Жених не носил графского титула (этот титул он получил лишь в 60 лет), но был крестником Екатерины Второй и в родстве с князем А. Б. Куракиным. Все родственники Уварова, как по отцу, так и по матери, были придворными. Куракин устроил Сергея на службу при дворе, и в 17 лет тот получил чин камерюнкера и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. После женитьбы Уваров уволился со службы. Жена родила ему троих дочерей и сына. Молодой учёный, известный своими научными работами по древнегреческой литературе и археологии, с 1811 г. является почётным членом Петербургской академии наук. С 1818-го по 1855 г. – президент АН, с 1838 г. он – министр народного просвещения. При нём открыто было 50 дворянских институтов. Состоял членом литературного общества «Арзамас» под псевдонимом «Старушка», в состав которого также входили знаменитые люди Петербурга: В. А. Жуковский – «Светлана», К. Н. Батюшков – «Ахилл», А. С. Пушкин – «Сверчок», Н. М. Карамзин и многие другие. Кроме приданого – многочисленных поселений Муромского и Горбатовского уездов, невестой было выкуплено у своих дядей по отцу подмосковное имение, дворец Поречье (под Звенигородом), в котором Уваровы создали музей античного мрамора. Сам Уваров получил прозвище «порецкий меценат». В советское время в этом имении находился санаторий АН СССР от ВЦСПС. Уваровы, помимо имений в Нижегородской, Московской и Владимирской губерниях, имели владения в Саратовской и Смоленской губерниях. Именно С. С. Уваров своим увлечением прошлым посеял в душу своего единственного сына Алексея любовь к истории и археологии. Что было сделано в период владения имением старшими Уваровыми? С. С. Уваров в селе Большое Окулово построил каменный храм с колокольней (1832 г.), земскую народную школу (1845 г.). В Саваслейке на месте старой деревянной церкви возвел новый каменный храм во имя Михаила Архангела, который сохранился и используется в наше время (с 1937-го по 1992 год был за- крыт). Крепостные крестьяне занимались выращиванием ржи, овса, проса, ячменя, гороха, гречихи, а также льна, картофеля. В окрестностях Саваслейки были возведены четыре водяные мельницы для перемалывания ржи. Всего за сезон перерабатывали более 16 тыс. пудов зерна и за счёт проданной муки барину платили денежный оброк. Заготавливали сено и собирали лесные дары – ягоды, грибы. Собирали мёд диких пчёл и разводили домашних пчёл. Для заготовки и вывоза дров и дело- вой древесины на Мызе (возникшей в 1840 г.) были созданы Лесное управление и Лесная дача, где были построены различные помещения для хозяев и их прислуги. В них они останавливались в период ежегодного летнего заезда многочисленных родственников, устраивая здесь пышные пикники с салютами. Лесное имение со всех сторон было огорожено забором с въездными воротами в виде арки. На Мызе содержались лошади, гончие охотничьи собаки и потешные медведи. В заготовке древесины в больших объёмах принимали участие жители соседних с Мызой поселений – более 85 человек (с оплатой от 40 копеек мужчинам, до 20 копеек – женщинам). Летом лес сплавляли по рекам Велетьме и Оке, обеспечивая дровами жителей Мурома и Нижнего Новгорода и накапливая деловую древесину и дрова на складах и перерабатывающих фабриках Мурома. Зимой вывозили на лошадях. Лес отправляли в Богородск на изготовление икон. Около 80 человек принимали участие в получении древесного угля, смолы, дегтя. Из ивняка плели корзины, из липового лыка изготавливали лапти, мочала, рогожные мешки, из бересты – короба, туески и многие другие бытовые предметы (сани, телеги, тару, посуду, ульи и так далее). Часть крестьян занималась почтовым извозом. Имеются отдельные факты о неоднократном проезде через Саваслейку поэта А. С. Пушкина на пути из Москвы в Б. Болдино и обратно (в начале сентября и в октябре 1830 г.).

Николай УЛЬЯНОВ