В «ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ»: ПОХОД ИВАНА ГРОЗНОГО И КУЛЕБАКИ
«Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости...»
- Кулебакский «Теремок» - место, где хранится история родного края, - открывает вечер руководитель музейно-культурно-образовательного центра им. братьев Струве, АО «Русполимет» его старшая фея Светлана Бисерова. - Проект «Историческая гостиная» призван, по возможности, заполнить её белые пятна. На пятничные вечера к нам приходят люди увлеченные, творческие – все, кто интересуется историей своей малой родины.
Без прошлого нет будущего
В главном выставочном зале – аншлаг. Поскольку количество мест ограничено, была объявлена предварительная регистрация. Тема вечера – «О походе Ивана Грозного через кулебакские земли в 1552 году от Рождества Христова. Были и легенды». Заглянуть в глубь веков, время, которое для многих кулебачан покрыто тайной и туманом неведения, пришли не только наши историки и краеведы, но и просто неравнодушные жители округа.
- С большим желанием я откликнулся на предложение «Теремка» окунуться в историю родного края, - отметил в своем приветствии к участникам мероприятия глава МСУ округа Артем Паятелев. – Как и все, хочу получить новую информацию об исторических фактах, людях, сыгравших заметную роль в судьбе Кулебак. Без прошлого нет будущего, поскольку оно позволяет нам сохранить свои духовность и идентичность.
- Как дом нельзя построить без фундамента, так и Отечества не бывает без истоков, - рассуждает заместитель председателя Совета депутатов округа Елена Федоренко. – Молодежь должна знать свою историю, гордиться ею. Знаменательно, что мероприятие проходит в канун Дня краеведа.
Гости «Исторической гостиной» - член Союза писателей России, кандидат филологических наук, доцент, автор учебного пособия «Хрестоматия о походе Ивана Грозного на Казань в 1552 году» Юрий Курдин (Арзамас) и историк, этнолог, писатель, обладатель звания «Краевед года в Нижегородской области» (2024 г.), наш земляк Алексей Малышев.
От вчерашней Московии к нынешней России
- Краеведение – живая вода истории, - подчеркнул Юрий Курдин, - обращаясь к участникам встречи. – Очень рад, что тема «Исторической гостиной» заинтересовала большое количество кулебачан. Такой достойной аудитории я ещё не встречал. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», - эти слова А.С. Пушкина актуальны во все времена.
Время царствования Ивана Грозного, его похода на Казань давно меня интересует, а когда я работал над сборником материалов к 150-летию отмены крепостного права в России «Ярем барщины старинной…», то встретился с некоторыми документами по Кулебакам. В них рассказывалось о том, что крестьяне, возмущенные притеснениями со стороны помещика Федорова, отправились за помощью к царю. В челобитной говорилось, что их предки были вечно свободны, и при блаженной памяти государя, царя всероссийского Ивана Грозного, им были пожалованы все эти угодья за участие во взятии царства Казанского. При Павле I земли были отобраны и подарены московскому коменданту, введена барщина. Крестьяне считали, что тем самым власть посягнула на их свободу.
Заинтересовавшись походом и исколесив весь юг Нижегородской области в целях его территориальной привязки, Ю.А. Курдин в 2002 году на базе Арзамасского пединститута организовал семинар, посвященный 450-летию взятия Казани. Специально к нему им было подготовлено литературно-краеведческое исследование «Под стягом Всемилостивейшего Спаса». Именно под этим стягом и шел царь кулебакскими землями.
Историко-документальный фильм и повествование Ю.А. Курдина были посвящены не столько продвижению войска Ивана Грозного по нашему краю и его остановках (станах), сколько его роли в истории и края, и России в целом. «К сожалению, эпоха царствования Ивана IV на протяжении многих столетий изображалась исключительно в темных тонах, а сам он назывался сумасбродом и тираном. На самом же деле Иван Васильевич был великим царем-реформатором во всех сферах государственной жизни; большая часть современных российских земель досталась нам от его царствования (от вчерашней Московии к нынешней России); именно при нем проявились признаки демократического государства – был созван первый Земский собор», - отметил Юрий Александрович. В очень доступном формате он рассказал о причинах похода 1552 года и его великом значении для России; затем также, как в дальнейшем и А. В. Малышев, ответил на вопросы.
Были и легенды
- Поход Ивана Грозного на Казань в 1552 году, - продолжает тему Алексей Малышев, - стал для русской истории переломным. После победы над Казанским ханством Русь из удельного княжества сделалась тем, чем она является сейчас, - многонациональным и многоконфессиональным государством.
Поход Ивана Грозного от Оки к Суре был настолько значимым, что о нем сложились легенды, навсегда оставшиеся в народной памяти. Большое их количество связано с так называемой «народной» этимологией топонимов. Авторство названий многих географических объектов местные жители приписывают лично царю, а возникновение своих селений - к походу 1552 года.
Согласно летописи путь царя лежал от Мурома на «Саканьский лес». Так назывались леса левобережья Теши от Сакон до Мурома. Нас интересуют первые три стана и все, что с ними связано, т.е. легенды и были.
Первый стан «на реке Велетьме от города пол-30 верст» означает, что войско отошло от Мурома на 25 верст («пол» - мера, которая в старину означала половину последнего номинанта), т.е. к тому месту, где сегодня находится с. Саваслейка. Согласно легенде название речки Велетьмы произошло от того, что Иван Грозный, обозрев бескрайние леса, лежащие перед ним, сказал: «Велия тьма леса».
В конце прошлого века исследователь Н. Милотворский записал в Кулебаках предание о том, что за пять-шесть верст до города путь царскому войску преградило болото, которое царь повелел «пересыпать» (засыпать). С тех пор это место зовется «Пересыпным». По мнению исследователей его месторасположение соответствует озеру Медвежка. Еще одно предание связано с селением Мурзицы, название которого, по мнению местных жителей, возникло потому, что его основал союзный Ивану Грозному татарский мурза.
Второй стан - на Шилокше. Здесь П. Мельников-Печерский услышал народную песню о мужике Калейке – царском проводнике через дремучие леса. Жители села показывали ему курган Калейка, в котором якобы он захоронен. Легенда гласит, что проводник был награжден от царя многими десятинами земли, а потом был убит своими соседями из зависти к его богатству
Из документов известен еще один проводник – Иван Кульдяев из Кужендея. Он служил Ивану Грозному, отличился при штурме Казани, и ему были пожалованы земли от Велетьмы до Лемети. В легендах он остался как Голец, потому что перстень, который подарил ему царь, он называл «гольцо», и русские прозвали его Гольцом. В старину в верховьях рек Шилокши и Ломовки был Гольцов бор.
Между Шилокшей и Саконами, то есть между второй и третьей остановками царя, все наполнено памятью о царском походе. На этом отрезке расположены села Ломовка, Теплово и Гремячево, В первом, согласно народной легенде, сломалась царская карета, отчего царь в сердцах и назвал его Ломовкой (в Ломовке под Арзамасом также записана подобная легенда). Затем царское войско попало под дождь и возле того места, где сегодня стоит Теплово, отдохнуло и согрелось под лучами выглянувшего солнца, назвав это место Теплым станом.
Между селами Ломовка и Теплово расположено урочище Козляки, на котором по легенде стояли царские стрельцы, складывавшие оружие в «козлы». После Козляков - болотистое урочище Лихое, где царская карета застряла в непролазной грязи. Выбравшись, царь назвал урочище Лихим. Под этим названием оно и теперь известно. На этом приключения кареты не кончились. Вскоре она загремела, и село, где это случилось, стало Гремячевым. По другой легенде в нем гремело оружие солдат, но самой устойчивой является то, что здесь гремели знаменитые родники.
Любопытно, что жители Гремячева настолько уверены в основании своего села царем, что в 2002 году торжественно отметили 450-летие со дня его рождения, хотя эта дата не подтверждена ни одним документом. Впрочем, и все эти села были основаны гораздо позже царского похода.
Поход имел глубокое религиозное наполнение, и здесь очень важно указать на роль и место Небесного Архистратига Михаила. В своем истинном воплощении «воеводы небесных сил» он появился на «Большом стяге» Ивана IV, ведя вперед войско.
Нет сомнения, что по пути следования царя устраивались храмы и часовни, примечательно, что из 21 стана на 14-ти имеются экклезионимы (названия церквей и других религиозно-культовых объектов) в честь Архангела Михаила (его имя носят храмы в Саваслейке, Шилокше, церковные приделы - в селах Ломовка и Тёплове). Краевед предполагает, что на место 3-й царской стоянки может претендовать Гремячево. В нем сейчас два храма – летний (неотапливаемый) и «зимний (отапливаемый). При этом летний деревянный храм гораздо старше зимнего − каменного. Местные легенды гласят, что первую церковь построил Иван Грозный, и современная деревянная является ее «наследницей», поскольку до 1848 года она носила название Архангельской, то есть также была освящена в честь Архангела Михаила. Затем она стала Казанской, но один из приделов новой каменной церкви носит название Архангела Михаила, что говорит о преемственности. На противоположном Гремячеву правом берегу Тёши расположен родник, освященный именем Архангела Михаила.
Имеются и другие предположения относительно Гремячевского стана.
Сказка - ложь, да в ней намёк
В нашем материале – далеко не полная версия выступлений историков-краеведов. Понятно, что многое в них имело форму гипотез, предположений, впрочем, и сама тема «Исторической гостиной» была связана с былями и легендами. Главный вывод в том, что имя Ивана Грозного является настолько значимым, что даже по происшествии нескольких столетий народные предания, сложенные в его честь, живы. Нам, кулебачанам, далеко небезразлична родная история. Мы и впредь будем её изучать. На том и стоим! Огромная благодарность «Теремку» за то, что он является главной объединяющей силой в этом.
Ольга Клюшина
Фото Юрия Клементьева
Газета "Кулебакский металлист" № 99 от 14 декабря 2024 г.