Первые упоминания села Гремячево и окрестных селений
Легенды о строительстве Иваном Грозным первой церкви на месте, где стоит Гремячево, имеют под собой основания
В 2026 году исполняется 50 лет со дня присвоения поселению Гремячево статуса рабочего поселка. Строительство горно-обогатительного комбината на доломитах, которыми богата его округа, привело к возникновению крупного поселка, застроенного многоэтажными домами и необходимой инфраструктурой. Однако село Гремячево, рядом с которым был построен рабочий поселок, намного древнее
Сами жители Гремячева, основываясь на местной легенде, полагают, что их село основано в середине XVI в. в ходе победоносного похода Ивана Грозного на Казань. Предание гласит, что первый московский царь, проходя здесь в 1552 г., приказал построить церковь на вершине холма, из подножия которого бил шумный («гремящий») родник, названный им «Гремячим ключом». В другом варианте предания царь застал здесь уже действующую церковь. Легенда эта не подтверждается никакими документами, однако рациональное зерно, как мы увидим впоследствии, в ней есть.
Действительно, село стоит на древней дороге, ведущей из Мурома в Арзамас и дальше в Казань, и именно по ней вел свое войско Иван Грозный летом 1552 г. В XVI-XVII вв., после присоединения Казанского ханства, местность, где расположено Гремячево, входила в земли Арзамасского уезда. Однако в самом раннем документальном сборнике, относящемся к этому региону, - Арзамасских поместных актах 1578-1618 гг., собранных и опубликованных О. Б. Веселовским, подобного топонима нет. Очевидно, в XVI в., на момент похода Ивана Грозного, селения Гремячево не существовало.
Из современных топонимов гремячевской округи в документах начала XVII в. встречаются названия Саканы (Саконы) и Липовка. Запись в Писцовой книге Арзамасского уезда 1621-23 гг. гласит: «За стольником за князем Василем Григоревичем Ромадановским примерные земли… справлены за ним же в починке Липовке на речке на Липовке… и селе Саканах… и то писано в вотчинных книгах». И если топоним Саконы в виде «Сакань» известен с XV в., то село Липовка (Ардатовский р-он) упомянуто впервые в этом документе.
Также к владениям князя Ромодановского относились: «…сенных покосов к селу (Саконы - Авт.) и к починку (Липовка - Авт.) по обе стороны реки Тёши и речки Саконки полянка о три избища, полянка Чувашева, да полянки Втокуши большие да Втокуши малые, да по большой муромской дороге от Саконки речки и городища вниз по реке Тёше и за Долгую и за Чувашеву полянки по обе стороны реки Тёши и до полянки Мордовской до Кременок, да от села Сакон и верх реки Тёши по перелесок Нучавир, а от перелеска Нучавир вверх ж по реке Тёше и до речки Липовки по обе стороны реки Тёши и речки Саконки».
Из приведенных здесь топонимов до наших дней сохранились названия рек Тёша, Саконка и Липовка, давшая название одноименной деревне, также название села Саконы и урочища Чувашево. Запись гласит, что от Сакон «вниз по Тёше реке» (в сторону Гремячева) находились сначала «полянка о три избища», затем «полянка Чувашево», затем «полянки Втокуши большие да Втокуши малые», за ними «полянка Долгая» и «полянка Мордовская до Кременок». Урочище Чувашево известно сегодня, это в двух километрах от восточной окраины Гремячева, в районе современной стелы на границе Кулебакского и Ардатовского районов. «Полянки Втокуши большие да Втокуши малые», вероятно, на месте урочища Казаково, расположенного на восточной окраине Гремячева, а полянки Долгая и Мордовская «до Кременок» располагались, судя по всему, южнее места, где стоит современное Гремячево.
В свою очередь, «перелесок Нучавир до речки Липовки», судя по записи, находился к востоку от Сакон («вверх Тёши реки»). Из этого же документа известно, что на месте соседнего Гремячеву села Туркуши Ардатовского района в 1621 г. числились: «За Иваном да за Микитою Остафьевыми, детми Соловцова… у них же сенных покосов… от деревни от Лимети до Постниковской пустоши двесте копен да на полянке Торкушах по горотцкую сторону речки Лимети и за речкою Лиметю на двух полянках за версту от большия мурамские дороги сенных покосов восемдесят копен…».
Запись говорит нам, что на левом берегу Лемети («горотцкая сторона») выше ее устья находилась поляна Торкуши с сенными покосами. К северу от нее, пересекая Леметь, проходила «большая мурамская дорога», а в версте от этой дороги по правобережью Лемети также располагались сенные покосы на двух полянах, принадлежавшие опять же дворянам Соловцовым.
Указанная в тексте «большая мурамская дорога» - та самая магистраль, ведущая из Мурома в Арзамас и дальше в Казань. Эта дорога являлась «предтечей» Большого Симбирского тракта. При этом, если судить по документам, «большая муромская дорога» делала перед устьем Лемети развилку: один рукав уходил на Ардатов и Дивеево, другой вел вдоль берега Теши к Арзамасу. То есть сегодняшнее ответвление автодороги Муром-Арзамас на село Туркуши, перед мостом через Леметь и въездом в Гремячево, сложилось уже в XVII в.
Село Туркуши впервые упомянуто в 1649 г. как «деревня Туркуша», и уже в 1710 г. владельцу Туркуш князю Василию Юрьевичу Одоевскому «велено новопостроенной церкви архангела Михаила, которую он построил в Арзамасском уезде в Ирженском стану в деревне своей Таркушах, на попа с причетчики дани положить…».
Первое упоминание названия Гремячево встречается в документах 1646 г. В переписной книге Арзамасского уезда переписи Ф. А. Лызлова в Тёшском стане указано: «За боярином, за князь Яковом Куденетовичем Черкасским в селе Гремячем церковь архистратига Михаила, да церковных дворов: поп Ярофей Осипов… дьячок Яков Мортемьянов, просфирница Харитонья Лукьянова; двор боярской, а в нем приказной человек Кручина Игнатьев» в Арзамас и дальше в Казань. Эта дорога являлась «предтечей» Большого Симбирского тракта. При этом, если судить по документам, «большая муромская дорога» делала перед устьем Лемети развилку: один рукав уходил на Ардатов и Дивеево, другой вел вдоль берега Теши к Арзамасу. То есть сегодняшнее ответвление автодороги Муром-Арзамас на село Туркуши, перед мостом через Леметь и въездом в Гремячево, сложилось уже в XVII в.
Село Туркуши впервые упомянуто в 1649 г. как «деревня Туркуша», и уже в 1710 г. владельцу Туркуш князю Василию Юрьевичу Одоевскому «велено новопостроенной церкви архангела Михаила, которую он построил в Арзамасском уезде в Ирженском стану в деревне своей Таркушах, на попа с причетчики дани положить…». Первое упоминание названия Гремячево встречается в документах 1646 г. В переписной книге Арзамасского уезда переписи Ф. А. Лызлова в Тёшском стане указано: «За боярином, за князь Яковом Куденетовичем Черкасским в селе Гремячем церковь архистратига Михаила, да церковных дворов: поп Ярофей Осипов… дьячок Яков Мортемьянов, просфирница Харитонья Лукьянова; двор боярской, а в нем приказной человек Кручина Игнатьев». Кроме вышеназванных, в селе Гремячем числилось еще 95 крестьян. Здесь село названо «Гремячим» - очевидно, от названия Гремячего ключа, которое, как мы увидим ниже, также попало на страницы писцовых книг.
Следующее указание на Гремячево мы обнаруживаем в Переписной книге г. Арзамаса и Арзамасского уезда 1678 г. переписи Я. С. Вышеславцова. Здесь сказано, что «За стольником за князем Степаном Васильевичем Ромодановским вотчина в селе Никольское Саконы тож, да деревни Пятницкой починка Туртапки тож, да в селе Архангельском Гремячева тож, да в селе Саконы вотчинном, да в них живут приказчики…».
Любопытно, что здесь упоминается «починок Туртапки», что можно считать первым документальным упоминанием селения Туртапки Ардатовского р-на.
Кроме этого, из текста ясно, что Гремячево за это время сменило владельца. Запись «Гремячева тож» как раз и говорит нам, что село находилось у Гремячева ключа, известного из приведенной выше местной легенды.
Впервые топоним, который можно соотнести с названием «Гремячий ключ», встречается в писцовой книге В. Киреева и Г. Молчанова, где собраны сведения о землях Арзамасского уезда за 1677-1678 гг. В этой книге вновь упомяну то урочище Чувашево как используемое жителями мордовского селения Котовка. Здесь у них находился бортный ухожей, то есть место, где они собирали мед диких пчел. В названии урочища Чувашево заключен мордовский антропоним. В этой же книге указан мордвин Чуваш Ризодеев, имя которого, по мнению Е. И. Парадеева, происходит от глагола «чувомс» - рыть, копать. Но самое главное, что в этом же тексте указаны мордовские угодья, лежащие к западу от Чувашева. В частности, «У розадеевского мордвина у Китая у Чиндясова с трех полянок, что на Муромском лесу на Каралских верхах за Тёшей рекой Кураевские наволочки, да Великая Лука по обе стороны речки Тёши, да Ключища Гремячие со 100 копен оброку 5 алтын, пошлин - полторы деньги».
«Каралские верха» и «Кураевские наволочки» (Авт., «наволочки» - устар. заливные луга) обозначены «за Тёшей рекой», то есть на правой стороне Тёши, и эти топонимы не сохранились. А вот речка Великая Лука (правый приток Тёши) до сих пор известна, - ее устье находится на противоположном селу Тёплову берегу Тёши, и мы можем заключить, что угодья мордвина Китая Чиндясова простирались до мест, где сейчас расположено село Тёплово. И он же заготавливал сено в округе «Ключища Гремячева», которое нельзя сопоставить ни с чем иным, как с названием Гремячева ключа.
Важно то, что изучаемый регион в те времена изобиловал финно-угорскими топонимами, и «Гремячие ключища», как и «Великая Лука», - одни из немногих русских названий, отмеченных здесь в XVII в. Очевидно, места, через которые проходила большая дорога из Мурома в Казань, часто называемая в документах «Русской (Рузановой) дорогой», осваивались русскими людьми, поэтому там имелись русские топонимы, такие, например, как «Пересыпное болото» у Кулебак, или вот «Гремячие ключища».
Кстати, легенда гласит, что Пересыпное болото названо так Иваном Грозным. И гремячевская легенда говорит о том, что назвал местный родник Гремячим именно Иван Грозный.
Предполагаем, что Гремячево изначально заселялось русскими колонистами. Такое допущение нам позволяют сделать исследования А. А. Гераклитова. В своих трудах он указывал, что в Арзамасском уезде XVII в. существовало как бы две администрации: одна для мордвы и бортников, другая для русских помещиков и вотчинников с их людьми и крестьянами. В уезде действовали одновременно два воеводы: русской администрации и воевода «мордовских дел». Арзамасский уезд делился на станы, и число станов для каждого воеводы было разным.
А.В. МАЛЫШЕВ
Окончание следует.