Первые упоминания села Гремячево и окрестных селений. Окончание
Легенды о строительстве Иваном Грозным первой церкви на месте, где стоит Гремячево, имеют под собой основания
Окончание. Начало здесь https://kulebaki.nobl.ru/presscenter/news/150008/
«Мордовскому» воеводе подчинялись два стана - Утишный и Залесный, а в подчинении «русского» было целых пять станов. И, несмотря на то, что селения Саконы и Гремячево находились на территории «мордовского» Утишного стана, административно они относились к «русскому» Тешскому стану. Вероятно потому, что они были заселены русскими колонистами.
Здесь мы опять должны вернуться к походу Ивана Грозного и его связи с возникновением Гремячева. Дело в том, что название гремячевской Архангельской церкви может обусловить такую связь. Существует гипотеза, гласящая, что Иван Грозный в ходе похода на Казань в 1552 году практически на каждом из своих станов, а их на пути к Казани было 21, ставил церкви или часовни, освященные именем Михаила Архангела. Что касается Гремячева, то есть предположение, что именно на его месте находился 3-й стан Ивана Грозного. И указание на Архангельскую церковь в Гремячеве отсылает нас к этой гипотезе и позволяет утверждать, что экклезионим Небесного архистратига Михаила появился здесь как раз в связи с царской стоянкой.
Таким образом, легенды о постройке первой церкви на месте, где стоит Гремячево, самим Иваном Грозным имеют под собой основания. Важно, что экклезионимы Михаила Архангела имеются и в округе Гремячева. На противоположном Гремячеву правом берегу Тёши один из родников освящен во имя Небесного архистратига, в соседнем селе Туркуши храм носит имя Архангела Михаила, да так, что село Туркуши на картах XVIII века было отмечено как село «Архангельское».
Разумеется, Гремячево конца XVII века не было большим селом. Местные скудные песчаные почвы не позволяли выращивать достаточно хлеба, и можем предположить, что деятельность тогдашних гремячевцев имела прикладной характер - что-то, связанное с обслуживанием дороги и путешественников, а также бортничество и добыча пушного зверя.
Тем не менее, в селе была церковь, и жители соседних деревень Тёплый стан (Тёплая, ныне с. Тёплово) и Ломовки долгое время были приписаны к гремячевскому храму. Впервые Тёплый Стан (Тёплово) и Ломовка упомянуты как деревни в Переписной книге Ивана Щепотева 1710 года. Затем в переписной книге 1722 года, где перечисляются вотчины князя Б.М. Черкасского, среди которых «его же князя Бориса Михайловича в деревне Тёплый Стан крестьяне». В другом месте этой книги деревня названа просто «Тёплой». Церковь в Тёплове была построена только в 1840 году. В свою очередь, в Ломовке церковь появилась в 1889 году. Таким образом, жители Тёплова и Ломовки более 100 лет посещали храм в Гремячеве. Вероятно, памятью об этом оставались приделы архангела Михаила в церквях того и другого сел.
В связи с событиями 30-х годов XVIII века в Гремячеве появились старообрядцы. На эти годы пришлась бурная деятельность архиепископа Нижегородского и Алатырского Питирима по борьбе с «раскольниками». Из разоренных им заволжских скитов старообрядцы бежали в самые разные места, и часть их осела в Гремячеве. Утверждать это нам позволяют записи 60-х годов XX века гремячевца Василия Трифонова. Их сохранила и опубликовала местная жительница, педагог М. Н. Клопова в книге «Православное Гремячево». На момент начала записей В.А. Трифонову было 70 лет, и, как он сам сообщал, «с ранних лет своих старался слушать древних стариков села Гремячево о возникновении села, а также о старожилах». То есть, В.А. Трифонов беседовал с гремячевскими стариками-уроженцами начала и середины XIX века.
Он сообщал, что первоначально село называлось «Гремучий ключ», и здесь были церковь и «яма» (почтовая станция). Сведения Трифонова подтверждаются документами, так как «Ключища Гремячие» и «Гремя(у)чий ключ» - это практически одно и то же. Да и название «село Архангельское Гремячева тож» также говорит о том, что писарь просто опустил для краткости из фразы «Гремячева ключа» слово «ключа», и, вероятно, уже с конца XVII века название «Гремячий ключ» стало редуцироваться (ты откуда? - «с Гремячева (ключа)»), превратившись в «Гремячево». Что касается церкви, то, как мы видим, церковь Архангела Михаила существовала в селе как минимум с XVII века. Только сведений о почтовой станции в Гремячеве не сохранилось, хотя в какой-то период она вполне могла там быть.
Возвращаясь к старообрядцам, осевшим в Гремячеве, отметим, что по записям В. А. Трифонова пришли они с Керженца, и дали начало нескольким гремячевским семьям. Очевидно, это случилось в 30-40-х годах XVII века, на что указывает одно косвенное свидетельство. В исследованиях лингвиста Н.Д. Русинова, изучавшего нижегородские диалекты, указывается, что в говоре гремячевцев слышатся следы северной диалектной нижегородской зоны, объединенной с костромскими и вятскими говорами. Данная зона включает в себя леса Нижегородского Заволжья.
В начале XVIII века Гремячево принадлежало князьям Черкасским. В Переписной книге 1722-27 годов владельцем села указан князь Б.М. Черкасский. К нему Гремячево вместе с соседними Саконами перешло в качестве приданого дочери князя С.В. Ромодановского - Марфы Степановны. И уже в 1742-45 годах владельцем Гремячева стал известный промышленник Акинфий Демидов, которому наследовал его сын - граф Никита Демидов, а затем в 1789 году, - дочь Никиты Екатерина.
Неизвестно, участвовали или нет жители Гремячева в крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева, но достоверно известно, что пугачевский бунт коснулся деревни Тёплый Стан (Тёплова). В документах указано, что «в руках повстанческого отряда, насчитывавшего 60 человек, находилось село Тёплый Стан Арзамасского уезда». Повстанцы вместе с тепловчанами овладели помещичьим домом, разделили господские вещи и скот. Но можно быть уверенным, что пойманного Е. Пугачева провезли в железной клетке через Гремячево и другие села по тракту Арзамас-Муром в Москву.
В 1790-93 годах Гремячево в качестве приданого перешло во владение князя Сергея Лаврентьевича Львова, женившегося на Екатерине Никитичне Демидовой, а через 17 лет досталось ее сестре - Марии Никитичне Демидовой, которая была замужем за Дмитрием Дурново. С 1847 года Гремячево принадлежало их сыну Павлу Дмитриевичу Дурново, который, вероятно, и раскрепощал гремячевских крестьян в 60-х годах XIX века.
При дворянах Дурново в Гремячеве и округе были устроены производства смолы, пеньки, канатов и веревок, жители занимались заготовкой леса и углежжением.
После раскрепощения гремячевцы продолжали трудиться на дворян Дурново уже по найму, управляющим был местный крестьянин Василий (Влас) Григорьевич Наумов, который построил в Гремячеве каменную церковь св. Николая на свои сбережения.
Среди других населенных пунктов региона село выделяется тем, что имеет две церкви - «летнюю» и «зимнюю», соединенные в один архитектурный ансамбль. При этом каменный храм был построен в 1853 году упомянутым выше В.Г. Наумовым при функционировавшем деревянном храме.
Из двух гремячевских церквей наибольший интерес представляет этот деревянный «летний» храм Казанской Божией Матери, который можно датировать XVIII веком. Указания на точную дату постройки храма не сохранилось, но архитектура здания говорит сама за себя. На рубеже XVII-XVIII веков был утвержден общий архитектурный регламент строительства церквей в стиле «корабль», когда к храмовой части («восьмерик на четверике») примыкает равновеликая четверику «трапезная», соединявшая храм с колокольней. Очевидно, эта Казанская церковь является «наследницей» Архангельского храма, существовавшего в Гремячеве в XVII веке. Более того, в документах осталось упоминание, что как минимум до 1829 года церковь называлась Архангельской и имела колокольню. Но уже в конце XIX века архимандрит Макарий, проводивший перепись церквей Нижегородской губернии, записал, что в «селе Гремячево церковь деревянная, в честь Казанской Божией Матери, построена неизвестно когда, поправлена в 1836 г., однопрестольная».
Метрическая книга, хранящаяся в гремячевской церкви, указывает, что название свое церковь сменила в 1848 году. Сельские предания сохранили память о страшном пожаре в Гремячеве, после которого уцелела только церковь. Возможно, тогда и сгорела колокольня, а церковь освятили в честь иконы Казанской Божией Матери. Можем допустить, что здесь сыграло свою роль приближающееся тогда 300-летие казанского похода Ивана Грозного. Однако память о Михаиле Архангеле осталась в виде его придела в рядом стоящей каменной Никольской церкви.
Гремячевская Казанская церковь уникальна не только своей архитектурой и убранством, представляющими своеобразный образец «провинциального» московского барокко, но и настенной живописью, выполненной в чувственной манере, свойственной петровской эпохе, когда к мастерам иконописи появилось требование «живоподобия» - максимального приближения к реальности. Храм как памятник вполне заслуживает статуса федерального объекта охраны.
В округе села есть микротопонимы, красноречиво говорящие о его древности. На правом берегу Тёши находится источник Михаила Архангела, который местные до сих пор называют старым финно-угорским именем Калнакс(а). Один из микрорайонов села носит древнее название Кокуй, имеющее финно-угорские корни.
В Гремячеве имеется классический пример образования неофициального неотопонима. Сложившийся в 80-х годах XX века на западе села микрорайон частной застройки был в шутку назван жителями Простоквашино - по имени деревни из популярного тогда мультфильма «Трое из Простоквашина». Теперь это общеупотребительное название микрорайона.
Таким образом, первое упоминание села Гремячева относится к 1646 году, и в 2026 году будет отмечаться его 380-летие.
Деревне Туртапки в 2028 году исполнится 350 лет. Саконы от своего первого упоминания в 1489 году насчитывают уже 536 лет, а село Липовка, впервые упомянутое в 1623 году, имеет возраст 402 года.
Село Туркуши с первого своего упоминания в 1649 году насчитывает 376 лет, Тёплово и Ломовка несколько моложе - с первого упоминания в 1710 году их возраст насчитывает 315 лет.
А.В. Малышев