#КулебакиКартаНеизвестныхМест. «Теремок» — добрая память о братьях Струве
Согласно приказу №308 от 10.06.2019 генерального директора АО «Русполимет» М.В.Клочая, Музею истории и краеведения АО «Русполимет» присвоено имя братьев А. и Г.СТРУВЕ. Аманд Егорович и Густав Егорович - одни из первых владельцев Кулебакского горного завода (1872 – 1898), создавшие в конце XIX века практически с нуля мощное и конкурентоспособное предприятие, а также внесшие огромный вклад в развитие Кулебак. (по материалам архива Музея истории и краеведения, кулебаковедов Н.С.Ульянова, А.В.Маскаева и сети Интернет подготовила Ольга ЕЖОВА).
Фото 1. Вид на Кулебакский горный завод, конец XIX-начало XX вв.
Какими же были эти люди, оставившие яркий след в истории нашего завода и города? История обрусевшей дворянской немецкой династии Струве очень интересна: еще в середине XVIII века их далекие предки перешли на службу Российской империи, а предок по материнской линии даже приходился внуком Петру I. Первым из рода Струве, переехавшим из Германии в Россию, был их прадед - Антон Себастьян (в других источниках - Антон-Севастиан) фон Струве (1729-1802гг.), образованный человек, служивший русским поверенным в делах при германском имперском Сейме. С 1755 года он находился при дворе Петра III. По возвращении в Германию возглавил кабинет в Рейхстаге. С женой Софи Антон Себастьян вырастили 9 детей: 5 сыновей и 4 дочерей.
Старший сын Антона Себастьяна (дед братьев Струве) Иоганн-Густав (1763-1828гг.), как и многие в их роду, служил дипломатом. Он стал первым из рода Струве, нанятым на службу в Российское посольство в Варшаве. С женой Фредерикой Густав имел 10 детей. Один из его сыновей (и отец Аманда и Густава Струве) - Джордж (Георг, на русский манер - Егор, отсюда и отчество братьев) фон Струве (1802-1886 гг.), - родился в Германии в г.Мюнхен. Окончил академию, затем год учился в университете. Любил природу, лес, охоту и путешествия. На конкурсной основе (1 из 8 (!)) занял должность лесничего. Позже стал членом Польского комитета лесного хозяйства в Варшаве и управляющим Королевскими лесами, находясь на службе в России (Польское королевство тогда входило в состав Российской империи, потому родившиеся на его территории дети считались подданными российского императора).
В 1831 году Георг (Егор) Струве женился на дочери военного советника по государственному имуществу Карла фон Витте Евгении. Семья оберфорстинтенданта Королевства Польша Георга и Евгении фон Струве была многодетной - всего у них было 15 детей, причем (что интересно!) и Аманд, и Густав появились на свет одновременно с сестренками. Первая двойня - Густав и Евгения (правда, девочка прожила всего лишь один день) - родилась 25 июля 1833 года. Спустя два года, 30 мая 1835 года, также в двойне, у Георга и Евгении родились еще один сын и дочь. Мальчика назвали Амандом, девочку - Антония (Тони) (в отличие от старшей сестренки, она благополучно прожила свою жизнь, вышла замуж и имела свою семью).
Российское подданство Аманда и Густава Струве превратилось в доблестное служение Отечеству. Оба они сделали изумительную карьеру. Аманд Егорович блестяще окончил Николаевское военно-инженерное училище, затем с отличием в 1857 году - Петербургскую военную академию. После учебы совершенствовал свои знания за границей. В 1858 году 22-летнего штабс-капитана в составе французской компании направили на строительство Нижегородской железной дороги на Москву. Руководство французской компании высоко оценило способности и знания молодого российского инженера и написало письмо в то время начальнику российских инженеров генералу Тотлебену, в котором советовало обратить особое внимание на весьма талантливого человека. Письмо это, уже много лет спустя, было передано Тотлебеном А.Е.Струве, который, однако, по присущей ему скромности никогда его никому не показывал, и только после его смерти оно было обнаружено в его бумагах.
Приобретя бесценный опыт, Аманд Егорович принимал участие в возведении многочисленных инженерных сооружений на железных дорогах России. В 1861 году он первым (!) из русских инженеров предложил правлению Рязанской железной дороги передать ему строительство временного железнодорожного моста через Москву-реку и взялся выполнить эту работу за 4500 рублей вместо назначенных французскими инженерами и уже ассигнованных 30000 рублей. При решении этого вопроса было много колебаний, т.к. дело это было еще непривычное, но после тщательного изучения двух предложений в то время председатель правления Рязанской железной дороги П.Г. фон Дервиз, уже немного знавший Аманда Струве, решил дело в его пользу и передал заказ молодому русскому инженеру. Сверх всякого ожидания тот блестяще справился с задачей строительства моста за назначенную им сумму в 4500 рублей (не заработав, правда, при этом ни копейки), но зато доказал, что и русские инженеры могут строить мосты не хуже иностранных. В 1863 году Аманду Егоровичу был передан заказ на сооружение постоянного 500-метрового железнодорожного моста через Оку у Щурова (кстати, это был первый в России мост из металлических конструкций отечественного производства). Сооружение моста Струве оценил в 780 тысяч рублей, в то время, как его конкуренты - иностранные заводы - намеревались выполнить заказ за 1 млн. 200 тыс. (!) рублей. Выполнив скрупулёзные расчёты, А.Е.Струве пришёл к выводу, что сборные части моста, составляемые из железных конструкций, намного выгоднее будет не ввозить из-за границы, как поступали ранее, а изготавливать их на месте. С этой целью на арендуемых им крестьянских землях при селе Боброво близ Коломны Аманд Егорович открыл небольшую мастерскую, из которой постепенно вырос один из крупнейших в стране промышленных гигантов - Коломенский машиностроительный завод.
Вскоре А.Е.Струве, как уже получившему известность в России предпринимателю, стали поступать заказы на строительство мостов. Аманд Егорович не отказывался от выгодных предложений и, по сути дела, на долгое время стал главным строителем мостов в России. Немало их, а также туннелей, виадуков и инженерных сооружений было возведено им в период железнодорожного бума второй половины XIX столетия. В 1866 году Аманд Егорович построил цельный железный мост через Оку у Серпухова. Все железные части этого моста были изготовлены в той же мастерской Струве близ Коломны. За успешное выполнение этой работы Аманд Егорович был награжден Императорским орденом Святого Владимира IV степени (9 августа 1867 года). После этого в 1867 году Струве взял на себя постройку огромного моста длиной в 1 версту через Днепр у г.Киев. Строился мост по особому способу - с «быками» пневматической системы. За прекрасное исполнение этой работы он получил Высочайшую благодарность Государя Императора Александра II и, не в пример прочим инженерам, был произведен сразу из капитана в подполковники и полковники. По той же системе в 1871-1872 годах им был построен Кременчугский мост. В 1872-1874 годах он построил инженерные сооружения на Лозово-Севастопольской железной дороге. Наконец, в 1876-1878 годах им был сооружен замечательный Александровский (в честь императора Александра II), впоследствии Литейный мост через Неву в Санкт-Петербурге.
Под непосредственным руководством Аманда Егоровича в Киеве впервые в Российской империи было организовано городское движение электрического трамвая. Реализуя проект электрификации Киева, для производства газа, добываемого из нефти, А.Е.Струве построил там же два газовых завода.
Фото 2. Российский инженер и предприниматель, генерал-майор, Почётный гражданин города Коломны и Московской губернии Густав Егорович СТРУВЕ.
Занимаясь постоянно постройкой мостов вдали от завода, Аманд Егорович почти всегда отсутствовал, поэтому с 1865 года, после его отъезда в Петербург, заводом руководил его старший брат Густав. Как и младший брат, Густав Егорович Струве так же блестяще окончил Николаевское военно-инженерное училище, после чего в 1853 году был определен на действительную службу, а по её окончании в 1855 году направлен в состав инженерной службы Южной армии. Принимал участие в обороне Николаева, за что был отмечен особым Императорским благоволением и направлен за границу, где посетил: США, Англию, Францию, Италию, Грецию, Турцию и Египет. В период 1863-64 годов, когда по техническим делам находился в Англии, изучал технологию по сборке бронебатарей.
Заводу в Коломне, где производились вагоны и платформы, был необходим качественный металл. Так как в середине XIX века железоделательное производство в России еще не достигло высокого уровня развития, многое приходилось покупать по дорогим ценам за границей. И А.Е.Струве поставил себе задачу, чтобы ни одна заклепка, ни один лист, употребляемый на Коломенском заводе, не был иностранного производства. Поэтому он и обратил особое внимание на небольшой горный завод в с.Кулебаки Ардатовского уезда Нижегородской губернии в 40 верстах от Мурома. Кстати, на решении о покупке КГЗ в 1872 году настоял именно старший из братьев - Густав Егорович.
Фото 3. Кулебакский горный завод, вид на доменную печь. 1890-ые годы.
В модернизацию завода в Кулебаках братья Струве вложили немалые средства, в результате чего завод начал расширяться, строились новые домны, мартеновские печи, прокатные станы, открывались новые цеха. Уже в 1875 году на КГЗ были запущены пудлинговый и сортопрокатный цеха, в 1877 - мартеновский и бандажепрокатный, ставший одним из первых (!) в Российской империи.
Фото 4. Кулебакский горный завод, бандажепрокатный цех, у парового 15-тонного молота.
10 июня 1882 года Г.Е.Струве умер в возрасте 48 лет, не оставив совершеннолетних наследников. В браке с Ольгой Федоровной (урождённой баронессой фон Остен-Дризен (1844 - 1913) у Густава Егоровича родилось 8 детей - 4 сына и 4 дочери. Старшему сыну Егору (р.1867г. - ?) на момент кончины отца было 15 лет. Г.Е.Струве похоронили при церкви Всех Святых села Боброва. К сожалению, его могила не сохранилась до наших дней.
Смерть брата и компаньона повлияла на выбор Аманда Егоровича оставить свою деятельность по строительству мостов и целиком сосредоточиться на работе в качестве владельца двух своих заводов - Коломенского и Кулебакского. На КГЗ в 1887 году им была основана листопрокатная фабрика, которая, наряду с обыкновенными и качественными листами, производила корабельную броню.
Фото 5. Кулебакский горный завод, строительство листопрокатного цеха, 1880-ые годы.
В 1894 году построена железная дорога протяженностью 30 верст от КГЗ до ст.Мордовщик и Ока-Липня.
Фото 6. Кулебакский горный завод, транспортный цех, первый локомотив на заводе. 1890-ые годы.
В 1895 году заработал чугунолитейный цех. В 1896 году организованы небольшие химическая и механическая лаборатории. Уже к 1890 году завод в Кулебаках стал основной металлургической базой Коломенского машиностроительного завода, а к 1900 году снабжал металлом и железные дороги, строительство которых тогда в России велось бурными темпами.
Фото 7. Кулебакский горный завод, механический цех, на заднем плане - доменная печь. Конец XIX-начало XX вв.
Благодаря заводу, руководимому неутомимым предпринимателем и реформатором А.Е.Струве, Кулебаки из маленькой, никому не известной деревушки превратились в развитый промышленный центр. С легкой руки Аманда Егоровича при горном заводе были основаны: Общество потребителей, доставлявшее рабочим дешевые и доброкачественные продукты первой необходимости (в 1878 году), Общество народных увеселений, открыты: 3-классное министерское училище на 57 человек (в 1877 году); школа с 4-летним обучением (на 100 человек) - в 1882 году; две библиотеки для администрации и низших служащих завода на Барской улице (ныне - ул.Воровского); больница сперва на 12 кроватей (ул.Ст.Разина, д.№110) - в 1877-1878 годах. «…усердием служащих, мастеровых и рабочих Кулебакского горного завода…» в 1897 году в селе была сооружена деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая на 1000 прихожан с 3-ярусной колокольней. Для размещения заводского населения, которое после строительства горного завода увеличилось до 4-6 тысяч, в селе были построены 80 домов.
Фото 8. Никольская церковь с.Кулебаки (построена в 1897 году, утрачена в 1937 году). Митинг у церкви на Пасхальный праздник 1917 года.
В личной жизни Аманд Егорович был невероятно прост. Его доброта, благородство, деликатность и отзывчивость не имели предела. Он одинаково относился как к равным себе, так и к простым рабочим, радея постоянно об интересах последних. Авторитет этого грамотного и неутомимого промышленника, который и сегодня, полтора века спустя, является примером для многих современных русских деятелей, предпринимателей и бизнесменов, был настолько высок, что до 1917 года одна из улиц в селе Кулебаки, которая начиналась от горного завода, была названа его именем. Позднее ул.Струве была переименована в ул.Труда.
За несколько месяцев до своей кончины Аманд Егорович задумал еще больше расширить круг своей деятельности и взял в аренду клонившиеся к упадку Шиповские заводы в Нижегородской губернии. Но в самый разгар работы его, энергичного, преисполненного сил, надежд и планов на будущее, сразила неумолимая смерть. Аманд Егорович скончался на 64-ем году жизни 12 сентября 1898 года в 1 час 30 минут ночи в своем имении Аннино близ Коломны. Известие о кончине директора-распорядителя, «всегда отзывчиво относившегося к нуждам бедного люда», было ударом для служащих и рабочих обоих заводов. Отдавая последний долг, весь путь на расстоянии 8 верст от имения Струве до Коломенского завода рабочие несли гроб с его телом на руках. Похоронен А.Е.Струве на Волковом лютеранском кладбище в Петербурге.
После смерти Аманда Егоровича семейное дело продолжил его приемный сын, Александр Амандович Крюденер-Струве (1864 - 1953), наиболее известный из его потомков.
Фото 9. Министерское училище при КГЗ. Фото 1900 года.
С 1886 года он работал инженером на Коломенском машиностроительном заводе, которым управлял его отчим, а после его смерти в 1898 году и до 1902 года занимал пост директора-распорядителя Общества. В 1903-1910 годах входил в состав правления Общества. По примеру отчима Александр Амандович был не только предпринимателем, но и сделал довольно яркую политическую карьеру: возглавлял Коломенское уездное и Московское губернское собрания, был депутатом Государственной Думы I и III созывов (парламентская фракция партии «Союз 17 октября»). В дальнейшем эмигрировал за границу, скончался во Франции в 1953 году в возрасте 89 лет.
Фото 10. Дом для народных развлечений при КГЗ, позднее — Народный дом, ныне — Музей истории и краеведения им.братьев Аманда и Густава Струве. 1910-ые годы
Отдавая дань уважения нашим руководителям-первопроходцам Аманду и Густаву Струве, инициативным и энергичным предпринимателям второй половины XIX века, известным в Российской империи военным инженерам, руководством АО «Русполимет» было принято решение о том, что память о братьях Струве, бережно хранимая в нашем музее, останется еще и в его названии. С данным предложением к руководству г.о.г.Кулебаки и АО «Русполимет» обратилась инициативная группа ветеранов города и металлургического завода в лице Заслуженных ветеранов Нижегородской области: Б.А.Верина, А.В.Маринина, Б.И.Конурина; Почетного авиастроителя, Почетного ветерана КМЗ С.Н.Волкова; председателя Совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов В.С.Шумакова и др. Это событие явилось прекрасным подарком к 120-летию нашего «Теремка» и имеет для него особенное значение, так как именно Струве инициировали и реализовали идею его строительства как Дома для народных развлечений при КГЗ. В 1897 году А.Е.Струве утвердил данный проект, и за два года здание было построено. Таким образом, наш красавец - «Теремок» является доброй памятью «…о незабвенном Аманде Егоровиче…»
По материалам архива Музея истории и краеведения, кулебаковедов Н.С.Ульянова, А.В.Маскаева и сети Интернет подготовила Ольга ЕЖОВА.