Нашей землячке Марии Григорьевне Маруниной исполнилось 100 лет

54

15 августа у Марии Григорьевны Маруниной юбилей – ей исполнилось 100 лет. Целый век прожила она на этом свете, радуя своих близких добротой и трудолюбием.

Почему одним дано долголетие, а другим, бывает, и половины такого срока не удаётся прожить? Об этом, а ещё о жизненных вехах нашей долгожительницы, мы и поговорили с ней, встретившись в канун векового юбилея

Родом Мария Григорьевна Марунина из села Нарышкина Ардатовского района Горьковской области. Семья была многодетной – у родителей Григория Алексеевича и Агафьи Андреевны родились 8 детей (трое из них умерли в раннем возрасте), а Мария была старшим ребёнком, то есть главным помощником мамы по дому и уходу за детьми. Образование получила здесь же, окончив 3 класса Нырышкинской школы. Вскоре отец стал лесником, и его отправили на кордон «Сухое озеро» Тепловского лесничества Кулебакского района, где они прожили 6 лет. Затем отца перевели в д. Знаменку, и семья переехала на новое место жительства. Марунины не гнушались никакой работой, и поэтому у них  всегда было большое хозяйство. В Знаменке держали корову, телку, овец, козу, свиней, кур. Мария Григорьевна на вопрос: «Как жилось Вам в молодости?» ответила: «Мы всегда хорошо жили, потому что много работали». Вот такая житейская мудрость.

Через 2 года, как переехали в Знаменку,  началась  Великая   Отечественная, отец ушёл воевать, а Марии пришлось взять на себя лесной участок, благо она его знала. А было ей тогда всего 18 лет. Вставала рано, в лесу темно, боялась, но шла.

В то время заготавливали лес для фронта, и Мария принимала в этом самое активное участие, причем не только по должности, но и по зову сердца. Тогда все жили под строгим девизом: «Всё для фронта, всё для Победы!».  Помнит, как вместе с другими пилила огромные берёзы на дрова. Да и в целом разделения сельских дел на мужские и женские в войну не было. Мария и сено косила, и стога метала. И сегодня помнит, как объездчик Семен Яковлевич Капралов её нахваливал: «Маш, ты лучше всех мечешь – не прольёт!». Удивительно, но несмотря на преклонный возраст, долгожительница четко помнит и даты, и имена, и события тех лет.

В 1944 году отца комиссовали по ранению, и он опять стал работать лесником, но теперь уже вместе с Марией, поскольку по состоянию здоровья не мог заниматься лесными делами самостоятельно, а дочь уже владела необходимыми знаниями и навыками.

Шли годы, замуж Мария так и не вышла – дела и семейные заботы полностью завладели её жизнью, да и ребят поубивало на фронтах. А забот было много – ещё в годы войны её младший брат Павел заболел туберкулезом костей, и мама ослепла от переживаний. Все тяготы деревенской жизни легли на её девичьи плечи. «Молись и трудись, Мария, другого не дано», - говорила она себе в самые трудные минуты. В Знаменке она в основном в лесу с отцом работала, лишь 6 лет в школе техничкой (уборщицей) была.

Когда железную дорогу в Знаменке закрыли, деревня опустела.  Младшая  сестра  Татьяна переехала в Кулебаки, и Мария с отцом потянулись за ней. К тому  времени, повзрослев,  из семейного гнезда и остальные дети разлетелись. Отец умер, а Мария сначала жила у Татьяны, а затем переехала в Мурзицы к своей племяннице Валентине – дочке сестры Зинаиды. А ещё у неё были сестра Ольга и брат Михаил. Мама с Павлом умерли после войны, брат и сёстры - позднее. Сегодня она одна осталась из своей большой семьи. 

Разные факторы, должно быть, влияют на продолжительность жизни. Среди них геронтологи называют и жизненные условия, и характер человека, и генетические показатели. По характеру, как нам сказала племянница Марии Григорьевны, она спокойная, доброжелательная и очень трудолюбивая. И сегодня, в своём очень преклонном возрасте, может указать на какие-то непорядки в хозяйстве или «травку пощипать в огороде». Будучи человеком верующим, до недавнего времени с большим удовольствием посещала храм, если позволяло здоровье и кто-то сопровождал её при этом.

Что касается жизненных условий, то они были разными, в молодости, чаще всего, сложными, но в юности любые невзгоды легче переносятся. «Сегодня мне очень хорошо, - делится с нами словоохотливая долгожительница. – Валентина так за мной ухаживает, что и дальше жить хочется. Каждый день благодарю Господа Бога». «Тетя кушает всё, что приготовлю, - вступает в беседу Валентина Владимировна, - но предпочтение отдаёт овощам и молочным продуктам. Молоко, то коровье, то козье, берём натуральное – на дому. Любит пирожки и блинчики».

Дома у них чистота, порядок, уют, у Марии Григорьевны – отдельная комната. Поговорили и о здоровье. Долгожительница вспомнила, как болел желудок в годы войны, как  операцию перенесла, как рука болит.

Говорят, что больше всего шансов стать долгожителем у тех, у кого они есть в роду. В семье М. Г. Маруниной до 87 лет дожила лишь сестра Татьяна.

Со столетием, Мария Григорьевна! Желаем Вам и впредь хороших и светлых дней!

Ольга КЛЮШИНА

Фото Юрия Клементьева