Учитель истории и обществознания школы № 1 М.Д. Осминин успешно прошел зональный этап и стал участником регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2024»

92

Зональный этап конкурса состоялся во Дворце культуры им. Дубровских нашего города

В нем приняли участие представители образовательных организаций семи округов и районов Нижегородской области: МО Ардатовский, Вачский, Сосновский, Вознесенский, г.о. Навашинский, г.о.г. Выкса и г.о.г. Кулебаки.

Цели достигнуты, задачи выполнены

Конкурс направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.

Его главные цели - выявление талантливых педагогических работников, их поддержка и поощрение; повышение престижа учительского труда, а среди задач - активизация инновационной деятельности учителя и  усиление его влияния на развитие школьного образования; поиск новых методических идей и современных технологий организации учебно-воспитательного процесса; выявление и распространение современного  эффективного педагогического опыта; сохранение и приумножение лучших педагогических традиций учительства; повышение профессионального мастерства и престижа труда учителя; формирование и демонстрация гражданской позиции современного учителя, другие.

Следует отметить, что все поставленные цели были достигнуты, а задачи выполнены.

По условиям конкурса зональный этап включал два конкурсных испытания: «Мастер-класс» и «Лекцию с залом», причем общее направление темы лекции участники узнали в день выступления.

Конкурсанты представили свой инновационный опыт, раскрыли педагогический талант, делились собственными профессиональными находками.

Конкурс был очень сложным по содержанию, но все участники выступили достойно. Они подготовились настолько основательно, что происходящее на сцене вызвало у присутствовавших глубокий интерес, а применяемые в ходе испытаний методические выкладки, несомненно, будут использованы в педагогической работе. Поскольку каждый из них в целях обратной связи активно вовлекал зал, все мы находились в самом центре событий. Было очень интересно, побывав учеником, проэкзаменовать себя. Результат - и сами испытуемые, и группы их поддержки показали отличные знания, высокий интеллект, проявили остроумие.

Решая  сложные ситуационные задачи, конкурсанты широко использовали видеопрезентации и наглядные пособия.

Оценивало выступления компетентное жюри во главе с председателем Ириной Юрьевной Зиновьевой, директором ГБОУ ДО РЦ «Вега», кандидатом филологических наук. Члены жюри отметили, что все участники, среди которых были учителя начальных классов, преподаватели русского языка и литературы, основ безопасности жизнедеятельности, биологии, математики, истории и обществознания, продемонстрировали высокий профессиональный уровень, были по-своему оригинальны, методически подкованы и талантливы.

Округ достойно представлен

Наш округ представлял учитель истории и обществознания школы №1, победитель муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России - 2024» М. Д. Осминин. Михаил Дмитриевич достойно прошел все конкурсные испытания, продемонстрировав профессиональное мастерство, методическую компетентность, умение анализировать и представлять собственный опыт в области обучения и воспитания.

Учитель показал замечательную способность аргументировать собственную позицию по актуальным вопросам развития образования.

«Как вы думаете, можно ли всю нашу великую российскую историю отразить на одной картине?» - так начал свой мастер-класс «Исторические картины – источник познания и духовности» Михаил Дмитриевич. Оказывается, нет ничего невозможного. Картина И.С.Глазунова «Вечная Россия» - яркое тому подтверждение. По его убеждению, исторические картины - невероятно универсальное наглядное средство обучения и воспитания. В коллекции учителя много методических приемов работы, некоторые из которых он продемонстрировал на своем мастер-классе.

Историческую картину часто позиционируют как исторический источник. А насколько он достоверен? На примере анализа картин И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.» и М. Авилова «Поединок Пересвета с Кочубеем» можно прийти к выводу, что обе картины не вполне достоверны, т.е. являются фейками.

Выявление причинно-следственных связей - не менее сложная задача на уроках. Учитель показал, как он решает ее на примере работы с картинами А. Кившенко «Иван III разрывает ханскую грамоту и басту перед татарскими послами» и К. Маковского «Иван Сусанин». Вопросы «Мог ли кто-то из предков Ивана III также поступить?», «Как бы вы поступили, оказавшись на месте Ивана Сусанина?»  заставляют задуматься о причинах поступков исторических персонажей и значимых событиях, к которым они привели.

Исторические картины помогают эмоционально прочувствовать глубину и сложность происходивших событий, сформировать собственное мнение о людях, вершивших историю. Триптих Павла Рыженко «Царская Голгофа»: «Прощание с конвоем», «Александровский дворец. Заточение» и «Ипатьевский дом. Расстрел» раскрывает трагичность судьбы Николая II, его семьи и всего российского народа.

Невозможно переоценить роль картины для формирования духовно-нравственных ценностей. Сложно на слух воспринять такие понятия, как преемственность поколений, патриотизм, совесть, верность долгу и самопожертвование, крепость семьи, материнская жертвенность. А стоит их подкрепить картиной, как складывается целостный образ, надолго сохраняющийся в памяти.

Что же помогало нашей многострадальной стране, нашему героическому народу справляться со всеми невзгодами и ворогами? Что питало его могучий дух, его непоколебимую волю - волю к жизни и справедливости? Ответы на эти вопросы находим в картине О. Маслова «Неиссякаемый родник». Этот родник-источник - наши традиционные ценности, нравственные ориентиры, сформировавшиеся в веках, отшлифованные природной наблюдательностью и смекалкой, бережно сохранённые в народном сознании.

«Сердце и разум сильны лишь тогда, когда они заодно» - тема лекции М.Д. Осминина в рамках направления «Тема семейных ценностей в школьном воспитании».

Михаил Дмитриевич считает, что семейные ценности формируются и семьей, и школой. Они - результат духовного восприятия, которое закладывается в семье. Все, что заложено в ней, остается с ребенком на всю жизнь. Личный пример родителей является главным и важным фактором воспитания. Таким образом, семья - это сердце.

Школа - партнер семьи в воспитании детей. Школа - это разум. Ее задача - предоставлять дополнительные возможности для развития и укрепления семейных ценностей, направлять и корректировать этот процесс. Только так можно создать единое ценностное пространство для детей.

Составлен рейтинг

По итогам проведения всех зональных этапов был составлен рейтинг, по результатам которого были отобраны участники финала регионального этапа конкурса, занявшие первые пятнадцать мест по количеству набранных баллов.

Наш земляк М.Д. Осминин вошел в состав финала регионального этапа конкурса, который состоится в апреле в Нижнем Новгороде.

От всей души поздравляем Михаила Дмитриевича, желаем не останавливаться на достигнутом - только вперед, только к победе!

Ольга Клюшина

"Кулебакский металлист" № 26 от 03.04.2024